пятница, 20 марта 2015 г.

Ветеран великой отечественной войны.Александра Борисевич

                   Борисевич Александра Васильевна

                                          
До сих пор не совсем понимаю, 
Как же я, и худа, и мала, 
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах  стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! – Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
(Ю. Друнина)

  Я хотела бы рассказать о ветеране Александре Васильевне Борисевич. Она  родилась в 1920 году в селе Станки Вязниковского района. О себе она рассказывает так: " В нашей семье было трое детей: старшая сестра Антонина, я и наш младший брат Сергей. Отца моего звали Василий Иванович, а маму Мария Ефимовна. Мама была домохозяйкой, а папа работал учителем."
    Сама Александра Ивановна закончила десять классов Вязниковской средней школы им. В. И. Ленина. И по настоянию своего родителя поехала за высшим образованием в Ленинград. В 1938 году Александра вместе со старшей сестрой Антониной приехали в Ленинград и поступили в институты. Антонина в педагогический, Александра – в медицинский. Быстро и весело, хоть и не без трудностей, пролетели три года студенческой жизни. 
      Наступил июнь 1941 года.  «Двадцать второго июня мы сидели с подружками в комнате студенческого общежития, весело разговаривали, смеялись, шутили. И вдруг через раскрытые окна с улицы слышим крики: «Война!» Такие же крики раздались и в коридоре нашего общежития, мы открыли дверь и выскочили, снова слышим: «Война! Война началась!» Сколько тут было слёз!
  «Вечером 22 июня ко мне приехала сестра Антонина. У нас состоялся разговор. «Саша! Нам надо срочно уезжать из Ленинграда! Война будет страшная!», - сказала Антонина – «Откуда ты знаешь?! С чего взяла!?» - «Нам преподаватель истории так и сказал: «Война будет страшная, уезжайте девочки!» А мне оставалось сдать ещё один, последний экзамен. «Езжай одна домой, - ответила я сестре, - как только сдам экзамен сразу же поеду домой» Сестра уехала. Первого июля я сдала последний экзамен и, пошла оформлять свой отъезд на каникулы – домой. А в деканате мне заявили: «Отъезд студентов на каникулы запрещён приказом директора. Кто самовольно уедет, будет считаться дезертиром». Я думаю, что начальство ожидало боевых действий в самом Ленинграде, и директор написал такой приказ, чтобы оставить медиков в городе для помощи раненым, которых могло оказаться очень много. А нам не хотелось быть дезертирами, мы ведь ещё и комсомольцы! А вот когда кольцо блокады почти сомкнулось, наше институтское начальство объявило студентам: «Спасайтесь сами, кто как может». Но было поздно. Железнодорожные пути и шоссейные дороги уже были перекрыты немцами. Мне посчастливилось устроиться на работу в стационар, размещённый в гостинице «Астория». Там лечили истощённых от голода членов партии, популярных артистов…
  Жизнь с каждым днём становилась хуже. В ноябре – декабре 1941 года стали массово умирать от истощения люди. Я выжила, наверное, потому, что получала 125 граммов хлеба в день как студентка и 250 граммов хлеба на работе. Ведь это 375 грамм – почти целых полкило хлеба. А в Ленинграде люди умирали прямо в очередях за хлебом. Все человеческие чувства, кроме постоянно терзающего, изнуряющего душу и тело голода как будто умерли… Потом, через некоторое время я услышала, что через Ладожское озеро проложена Дорога жизни, и на эту дорогу требуются медработники. Я с двумя подружками пошла в городской здравотдел, и там нам дали направление в санчасть, обслуживающую Дорогу жизни. С Финляндского вокзала мы переехали до станции Борисова грива. С Борисовой гривы начиналась Дорога жизни. Санчасть находилась на восточном берегу Ладожского озера, и до неё ещё надо было добраться. Пока мы ехали нас бомбили, обстреливали, но, слава Богу, не попали. Немцам была хорошо известна Дорога жизни, и они регулярно, планомерно, с известной немецкой точностью и пунктуальностью обстреливали и бомбили её. Вот, наконец- то мы подъехали к санчасти. Шестьдесят опасных километров позади. Санчасть размещалась в небольшом кирпичном одноэтажном здании. Как только мы приехали нам сразу же, каждой, принесли по котелку горячего вкусного супа, полкилограмма хлеба, котлету с кашей, и пакетик сахарного песку к чаю. Мне показалось всё это истинным чудом!» –дрогнувшим голосом сказала Александра Васильевна, и замолчала. Вздохнув, вновь переживая минувшее, Александра Васильевна продолжила свой рассказ. «Для нас такое питание было чем –то невероятным. Нас ежедневно кормили так. В санчасти я проработала до апреля 1942 года. Мы лечили самых истощённых из тех, кого эвакуировали в тыл, тех, кто вообще не мог двигаться. Людям назначали усиленное питание, глюкозу, камфору. Но большинство пациентов умирали, потому что в их организме уже произошли необратимые летальные процессы. Умирали в основном мужчины, женщины оказывались более жизнеспособными.
  И вот, по весне, стал таять лёд на озере и моя санчасть, вернулась в Ленинград. Город был сильно разрушен. К весне 1942 года институт мой переехал в город Алма – Ату…Туда я тоже не решилась пробираться. Я ведь молодая девушка была, страшно ехать в такой дальний путь. Домой к родным, к отцу на шею то же не хотелось».
  Тогда Александра решила пойти в Красную Армию. Она пошла в первый же госпиталь. Девушку сразу взяли. Александре выдали военную форму и определили в общежитие. Она стала работать операционной сестрой в хирургическом полевом передвижном госпитале №73954 армии Волховского фронта. Первого мая 1942 года Александра приняла присягу. Госпиталь двигался вслед за наступающими русскими войсками. Иногда его разворачивали близко от передовой линии, на расстоянии в 6 километров. Делалось это для того, чтобы оказывать раненым воинам своевременную помощь. Госпиталь часто попадал под обстрелы и вражеские бомбардировки. Во время бомбардировок медперсонал прятался в лесу. Приходилось оперировать и во время обстрелов, когда кругом сыпались осколки. Особенно трудно пришлось врачам и медсёстрам во время прорыва советскими войсками блокады Ленинграда. В дни и ночи наступательных боёв. Приходилось стоять у операционных столов по 16 – 18 часов. Когда не хватало консервированной крови для переливания раненым, медсёстры сдавали свою. Однажды, это было в 1944 году, в операционную доставили пленного немца. «Хирурги были очень заняты, не справлялись с потоком раненых - рассказывает Александра Васильевна, и поручили мне: «Оперируй, учись, ты тоже будешь врачом!» Я успешно провела операцию, удалила осколок из стопы немца. В школе я учила немецкий язык и немного поговорила с немцем. Его звали Ганс, и ему было двадцать лет. За всё время моей службы Ганс был единственным пленным немцем, который попал в нашу операционную. Я не испытывала к нему ненависти, мне было даже жалко его. Молодой парень, и не Гитлер ведь».


  
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий